Текущие тенденции полимерных производств.
Основной причиной всех текущих неурядиц на рынке является сжатие конечного спроса. Далее мы кратко рассмотрим тенденции, порождаемые снижающимся спросом, на примере рынка полимерных изделий и полуфабрикатов.
Наибольшую опасность в себе таит тот факт, что с таким вызовом индустрия столкнулась впервые. Во-первых, во времена СССР полимерная индустрия в том виде, к которому мы привыкли за последние годы, просто не существовала (был другой ассортимент, качество и объем). Во-вторых, значительная часть выжившей (бывшей советской) полимерной промышленности после падения внутреннего рынка смогла переключиться на внешний рынок (растущий). В настоящее время спрос сокращается по всему глобализованному миру и «бежать» просто некуда.
Сокращение спроса порождает ожесточение конкуренции. Поскольку новых потребителей практически не появляется ,а старые игроки выбывают с рынка, то каждый выживший клиент становится на вес золота.
Из падающего спроса автоматически вытекает вторая проблема — трудность (или невозможность) получения кредита с доступной кредитной ставкой. В самом деле- если у Вас проблемы (снижение продаж, безусловно, одна из серьёзных проблем) то Вам или вообще не дадут кредит, или дадут под «акулий» процент. Соответственно, старый способ: «изменилась структура спроса — берём кредитные деньги — перевооружаемся — опять на коне» уже не работает.
Поскольку падающий спрос неравномерными волнами порождает проблемы практически у всех участников рынка, то под удар могут попасть поставщики (производители) и сырья и запасных частей и расходных материалов и т.п. Выбытие проверенных поставщиков порождает потребность быстро, дёшево, с минимальным количеством ошибок (временной и финансовый цейтнот) найти и провести замену. Для такой замены часто нужны очень высококвалифицированные кадры, которые не всегда есть на предприятии.
В вышеописанных ситуациях особое значение приобретает поддержка (информацией, дополнительной документацией, услугами) со стороны фирм — производителей оборудования. К сожалению, в силу различных объективных и субъективных причин не все производители оборудования в текущей ситуации могут (или хотят) оказывать пользователям своего оборудования адекватную ситуации поддержку. Часто сказывается их ориентация на продажи нового оборудования, хотя из всего вышесказанного прямо следует, что доля продаж услуг и запчастей, а также проектов по частичной модернизации ранее проданного оборудования, будет возрастать (за счёт уменьшения доли нового оборудования). И уж самым крайним случаем, когда сложно рассчитывать на поддержку производителя, является его банкротство.
В последние годы набирает силу ещё одна тенденция, менее заметная, чем перечисленные выше. Опытные специалисты становятся более информационно «закрытыми», это выражается в том, что теперь за профессиональные знания, которыми раньше специалисты бесплатно и с готовностью делились с каждым заинтересованным, теперь все чаще приходится платить. Стала распространённой модель «незаменимого специалиста», которая выражается в сокрытии от коллег и работодателя важной информации, делающей её носителя незаменимым.
Лёгкой формой такой «информационной закрытости» является желание обмениваться профессиональными знаниями только со специалистами своего уровня. Эта форма «закрытости» во многом оправдана, поскольку неумелое и неправильное применение даже лучших знаний часто дискредитирует и специалиста, от которого оно получено.
Отчасти перемены в готовности делится профессиональными знаниями связаны с началом доминирования среди действующих опытных специалистов поколения, обученного при капитализме.
Все вышеперечисленные тенденции делают жизненно важной задачей проведение реконструкции и модернизации производства «малой кровью» - экономный реинжиниринг. Своими силами подавляющее большинство предприятий полимерного профиля такой процесс провести не смогут. Закономерным поэтому является увеличение спроса на услуги специализированных инжиниринговых фирм, которые не будут привязаны к продажам нового оборудования и смогут обеспечить максимальный экономический эффект при оптимальных затратах.
Краткие выводы.
уменьшение спроса на полимерную продукцию = ожесточение конкуренции;
нет доступа к дешёвому кредиту = трудности обновления производства;
вынужденное изменение производственных цепочек (трудности с поставками сырья, запчастей, расходных материалов и т.п.);
уменьшение (иногда — до нуля) поддержки со стороны производителей оборудования;
уменьшение «открытости» опытных специалистов;
острая потребность в услугах высококвалифицированных «трансдисциплинарных» специалистов.
Алексеев А.Н